Испания. Как много маленьких экономий закончились большой катастрофой
До вчерашнего дня у испанцев были все основания считать себя чуть ли не лучшими железнодорожниками в мире. И считать заслуженно. За последние несколько лет Испания обогнала таких старых грандов, как Япония и Франция, и по общей протяженности скоростных железных дорог (3100 км), и по средней скорости движения поездов на них (222 км/ч). Сейчас по этим параметрам испанцы во всем мире уступают только Китаю, где совсем другие географические масштабы. А в планах у них построить еще почти три тысячи километров скоростных путей, из которых полторы тысячи уже строятся.
С качеством тоже никаких проблем не было. За всю историю работы скоростных железных дорог в Испании (с апреля 1992 года и до вчерашнего дня) они не привели к гибели ни одного человека. Поэтому испанские железнодорожные компании Adif (отвечает за пути) и Renfe (отвечает за составы) успешно работают на международном рынке: консультируют кучу стран – от США до России – и участвуют в строительстве скоростных дорог в Турции, в Марокко, Колумбии и Мексике.
И вдруг у них на пустом месте, без всяких терактов и стихийных бедствий происходит жутчайшая катастрофа, число погибших в которой уже достигло 80 человек. Вчера вечером в половине девятого скоростной поезд из Мадрида в Ферроль (такой портовый городок в Галисии) сошел с рельсов, не доехав примерно три километра до промежуточной остановки в Сантьяго-де-Компостела. Поезд в восемь вагонов, в которых ехало двести с небольшим человек. Сейчас погибшими считаются уже 80 человек, еще около 130 ранены, несколько десятков из них тяжело. Как именно все это выглядело, можно посмотреть на этой записи с камеры, установленной у путей.
Если судить по официальным данным, то это крупнейшая железнодорожная авария за всю историю Испании. Предыдущая сопоставимая была аж в 1944 году, тоже в Галисии, когда пассажирский поезд из Мадрида столкнулся с локомотивом в тоннеле. Власти тогда утверждали, что погибло 78 человек и 75 были ранены, хотя сейчас считается, что франкистский режим нагло врал и в реальности погибших было около 500.
Пятьсот не пятьсот, но все-таки 1944 год – это тяжелые времена Второй мировой войны, когда Испания с трудом приходила в себя после обрушившихся на нее друг за другом Великой депрессии, революции, Второй республики и Гражданской войны. А что обрушилось на Испанию сейчас, раз она дошла до таких же катастроф, как в 1944-м? Громадье планов, в которых совершенно не учитывались реальные финансовые возможности страны, плюс экономический кризис. Так получается, когда приходится экономить на всем возможном, но от сладких докризисных мечтаний отказываться тоже не хочется.
Вчерашняя катастрофа произошла на том участке скоростных железных дорог Испании, который должен составить новую большую ветку, соединяющую Мадрид с Галисией. Решение строить эту ветку было принято еще до кризиса, в те счастливые времена, когда испанцы сходили с ума от скоростных поездов и стремились провести их чуть ли не в каждый райцентр. После начала кризиса пошли разговоры, что скоростная железная дорога в Галисию – это совсем не лучшее вложение государственных денег. Совершенно незачем тянут через горы сотни километров путей, чтобы соединить со столицей довольно глухой регион, где со всеми деревнями набирается всего 2,5 миллиона человек населения.
Но правительство не могло просто так взять и отказаться от одного из крупнейших инфраструктурных проектов. Тогда строительные компании Испании, которые и без того несли огромные потери из-за обвала на рынке недвижимости, вообще бы разорились. Проект сохранили, но стали понемногу вырезать из него самые амбициозные элементы, сокращать финансирование и растягивать сроки выполнения. Изначально закончить собирались к 2015 году, сейчас уже говорят, что к 2018-му, а некоторые эксперты – вообще не раньше 2022 года.
Тем не менее отчитываться перед избирателями о выполнении громких обещаний как-то надо, поэтому скоростные поезда из Мадрида в Галисию все равно пустили. На тех участках, где скоростные рельсы уже проложены, они ехали больше 200 км/ч, а не тех, где нет, – сбавляли скорость до безопасной. Место, где произошла катастрофа, находится как раз на стыке таких участков.
Поезд сошел с рельсов на очень крутом повороте. Его включили в скоростную трассу совсем недавно – в декабре 2011 года. И прямо на инаугурации первый поезд накренился там так сильно, что некоторые пассажиры в вагонах попадали. Но власти решили, что прокладывать новые скоростные пути в пригородах Сантьяго-де-Компостела, выкупая у владельцев землю вокруг, – это слишком дорого. Лучше модернизировать проложенные еще при Франко рельсы, а на резком повороте поезда просто будут в три раза сбрасывать скорость. Перед поворотом, на идеально прямом участке длиной в 80 км они ехали 200 км/ч, а тут должны резко сбросить до 80 км/ч. Это увеличит время в пути всего на пару минут, а бюджет зато сэкономит миллионы.
Такая же экономия настигла систему сигнализации и управления поездами на этом участке. По-хорошему в Евросоюзе на скоростных железных дорогах принято устанавливать систему ERTMS, где все сигналы передаются напрямую в кабину машиниста, а поезд автоматически начинает тормозить, если превысил скорость, положенную на этом участке. Вместо этого на месте катастрофы использовалась старая испанская система ASFA, разработанная еще в 70-х. Она никого автоматически тормозить не умеет. Естественно, были планы заменить в Галисии ASFA на ERTMS, как, например, это давно сделали на более востребованном маршруте из Мадрида в Барселону, но все руки не доходили.
В результате всего через полтора года после начала эксплуатации скоростные железные дороги Галисии получили крупнейшее крушение поезда в Испании за последние 70 лет. Машинист отвлекся, замешкался, ошибся, хотел наверстать небольшое опоздание от графика или еще что-то и не успел скинуть скорость с 200 км/ч до положенных 80 км/ч. Поезд вошел в опасный поворот на 180–190 км/ч и сошел с рельсов настолько резко, что тяжеленные вагоны разлетелись на 15 метров. Число погибших уже достигло 80 человек и продолжает расти. Наверное, это добавит испанскому правительству достаточно смелости, чтобы определиться наконец с приоритетами и прекратить гробить граждан в амбициозных проектах, на нормальную реализацию которых у страны нет денег.