ФГК увеличила выручку на 60%
В прошлом году ФГК стала и самой динамично растущей компанией по объему перевозок. Он вырос более чем в два раза до 54,8 млн т. Но по этому показателю «дочка» РЖД пока на 4-м месте (см. таблицу). Лидирует все та же UCL Rail, несмотря на то что объем ее перевозок снизился на 31% до 194,8 млн т (с учетом грузов, которые перевозила РЖД в арендованных у компании вагонах). Объем перевозок у ближайших конкурентов ФГК — «Нефтетранссервиса», «Трансойла» и Globaltrans также вырос. На 9,8% до 79,1 млн т, на 5,6% до 56 млн т и на 8,6% до 74,3 млн т соответственно, следует из данных Infoline Rail Russia Top.
Заработать ФГК помогла материнская компания. В начале прошлого года ФГК сдала ей в аренду 106 000 своих вагонов по ставке 1003 руб. в сутки, осенью прошлого года ставки были снижены до 900 руб. в сутки. РЖД по решению правительства выставила оферту на аренду вагонов, которой могли воспользоваться и частные операторы. Арендовать парк монополия должна была, чтобы решить проблему вывоза угля из Кузбасса. Но предложением РЖД воспользовалась только ФГК. К концу прошлого года количество арендуемых РЖД вагонов начало снижаться: сначала по решению правительства оно было сокращено до 88 000. А в июле РЖД завершила передачу всех своих вагонов ФГК.
По итогам 2013 г. ФГК планирует снизить выручку до 57,5 млрд руб., говорил в интервью «Прайму» гендиректор оператора Виталий Евдокименко. Скорее всего, в этом году второй по выручке компанией снова станет «Трансойл», прогнозирует генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Сегмент, в котором работает компания Тимченко, более стабильный, сокращение объемов перевозки там в 2013 г. было не такое катастрофическое, как в перевозках угля, металлов и др. По данным РЖД, погрузка угля в первом полугодии выросла на 0,8% до 152,1 млн т, металлов — снизилась на 5,9% до 35,4 млн т, тогда как нефти и нефтепродуктов — всего на 3% до 124,8 млн т. Общий объем погрузки на сети монополии за первое полугодие снизился на 3,7% до 605,6 млн т. По итогам 2013 г. РЖД ждет падения погрузки на 2,4% (ранее монополия рассчитывала на рост в 0,7%).
ФГК в 2013 г. также начала заниматься перевозками нефти и нефтепродуктов (компания купила 3300 цистерн). Но парк компании пока слишком мал, чтоб составить конкуренцию «Трансойлу», полагает Бурмистров. Парк компании Тимченко насчитывает 24 600 цистерн.