Приватизация ОАО "РЖД" преждевременна
Такой вывод содержится в исследовании, сделанном ВЦИОМ, с участием в качестве экспертов 25 специалистов отрасли, в том числе представителей профессиональных ассоциаций, транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки, крупных компаний-грузоотправителей, ведущих ученых, а также представителей государственных органов власти.
Согласно результатам исследования ВЦИОМ, российская железнодорожная отрасль заметно отстает от ряда западных стран. Тем не менее, по мнению заместителя председателя комитета Государственной Думы по транспорту Александра Старовойтова "железные дороги выполняли и будут выполнять функции обеспечения социально-экономической стабильности страны".
"К числу основных проблем отрасли относятся высокая изношенность парка локомотивов, составляющая по оценкам специалистов 74,9%, а также низкая рентабельность отрасли. До 70% издержек ОАО "РЖД" относятся к условно-постоянным, не зависящим от объемов перевозок. Наибольшая часть затрат связана с поддержанием пропускной способности железнодорожного транспорта", - отмечается в исследовании.
По мнению экспертов, установление долгосрочных тарифов обеспечит отрасли возможность для перспективного планирования и повысит ее инвестиционную привлекательность.
Недостаток инвестиций в модернизацию и развитие российских железных дорог, крайне низкий уровень реальной финансовой поддержки со стороны государства является серьезной проблемой для решения задач обновления, развития и повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта.
По оценкам специалистов, сохранение низких объемов финансирования отрасли может стать фактором, существенно ограничивающим рост экономики и усиливающим диспропорции в региональном развитии страны.
Кроме того, большинство экспертов сходятся во мнении, что сохранение регулируемого сектора пассажирских перевозок в долгосрочной перспективе является необходимой мерой, полностью соответствующей сложившейся в отрасли ситуации. "Мировой опыт показывает, что пассажирские перевозки нуждаются в существенном государственном финансировании. За счет частных инвесторов мы вопрос этот не решим ни в коем случае", – считает А.Старовойтов.
Между тем, согласно докладу, в настоящее время отсутствует долгосрочная система государственной поддержки перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
По сравнению с плановым объемом государственного финансирования на 2013 год, составляющим 25 млрд. рублей, размеры компенсации снижены в 2014 году на 50%, а в 2015 году - на 75%, отмечается в исследовании.
Таким образом, федеральными органами исполнительной власти предлагается поэтапный отказ от субсидирования пригородных железнодорожных перевозок из федерального бюджета, сетуют эксперты.
В качестве мер по обеспечению эффективной организации пригородного сообщения в регионах эксперты предложили сохранение субсидирования инфраструктуры, выделение средств из федерального бюджета для наиболее "проблемных" регионов, перераспределение дорожного налога между железнодорожным и автомобильным транспортом.
Ранее в Росимуществе сообщили, что российские власти согласовали "дорожную карту" приватизации ОАО "РЖД", предусматривающую частное и публичное размещение акций компании в 2014-2016 годах с сохранением за государством квалифицированного контроля.
Источник: http://www.interfax-russia.ru/Moscow/news.asp?id=402865&sec=1668
Еще в апреле глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявлял, что приватизация РЖД может состояться во второй половине 2013 года. При этом в Росимуществе настаивали на том, чтобы...
"Что касается приватизации, то говорить об этом концу этого года, в принципе, возможно будет. Посмотрим, как будет развиваться конъюнктура рынка, будет ли он расти. Мы считаем, что сначала нужно...