Порт Ванино закрывается для рынка
Другие грузоотправители уже испытывают серьезные трудности с обслуживанием в порту: вслед за "Сибуглеметом" на "Мечел" пожаловалась лесопромышленная RFP Group, сообщив, что из-за действий нового менеджмента порта вынуждена искать новые пути экспорта.
Вчера два источника, знакомые с ходом переговоров "Мечела" и En+ о выкупе акций порта Ванино, сообщили "Ъ", что стороны принципиально договорились о сделке, о ней может быть объявлено в ближайшие дни. По данным собеседников "Ъ", группа Олега Дерипаски продает в итоге не только 21,6% обыкновенных голосующих акций стивидора, о чем речь шла изначально, но и привилегированные акции (около 48% от их общего количества). То есть "Мечел" покупает в общей сложности 28,12% уставного капитала Ванино. По данным "Ъ", пакет будет приобретен "Мечел-трансом", сумма сделки составит около 5 млрд руб. В En+ и "Мечел-трансе" от комментариев отказались.
"Мечел-транс" закрыл сделку по покупке у государства за 15,5 млрд руб. 73,33% обыкновенных акций (55% уставного капитала) Ванино в середине января. Но на прошлой неделе 71,04% акций (по 23,68%) порта получили кипрские офшоры — "Седмино Инвестментс Лимитед", "Оперн Трейд Лимитед" и "Травине Трейдинг Лимитед". Официально в "Мечеле" лишь говорят, что за ними стоят "российские и иностранные инвесторы". Вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что сделка "полностью соответствует законодательству" и является "абсолютно легитимной", но уточнил, что "с идеей необходимости деофшоризации это контрастирует".
В год через Ванино переваливается в общей сложности около 6 млн т грузов. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что одним из ключевых вопросов в переговорах En+ и "Мечела" было сохранение перевалки грузов En+ (в первую очередь алюминия и глинозема). "На сегодня проблем с этим у En+ нет",— уточнил собеседник "Ъ". Однако у ряда компаний, работающих с Ванино, уже возникли трудности.
Вчера стало известно, что новые пути экспорта леса ищет RFP Group. По словам заместителя руководителя департамента логистики ООО "Торговый дом РФП" (входит в RFP Group) Валерия Шрейдера, за неполный январь объемы отгрузки лесных грузов на железнодорожный транспорт у группы упали на 20,6% и это связано с политикой "Мечел-транса". "Новые хозяева порта отказываются работать с лесом. На январь они утверждают перевалку не более 10 тыс. т, на февраль вообще отказываются согласовывать заявку. Мы к этому оказались не готовы. Сейчас разрабатываем другие схемы отгрузки продукции",— отмечает он. В частности, больше леса и лесоматериалов планируется отправлять через железнодорожный погранпереход Гродеково—Суйфэньхэ (КНР) и морской терминал в Советской Гавани. Кроме того, часть древесины будет направлена на станцию Мылки — в адрес нового завода группы по производству шпона.
Председатель ассоциации "Дальэкспортлес" Александр Сидоренко назвал решение новых владельцев порта "ударом в солнечное сплетение" для всех лесоэкспортеров региона. "Предприятия на грани остановки,— уверяет он.— Япония впервые за несколько лет начала увеличивать потребление леса, и наша задача удовлетворить этот наметившийся рост поставками лиственницы из России, пока это не сделали США. Предприятия намерены развернуть часть объемов с китайского рынка на Японию через Ванино. Но "Мечел" наплевал на интересы региона, на его развитие и намерен узурпировать свою монополию на обработку грузов в порту". Господин Сидоренко подчеркнул, что Ванино — единственный незамерзающий порт в Хабаровском крае. Перевалка больших объемов лесных грузов в Ванино уже давно отлажена, добавляет он, Советской Гавани будет сложнее справиться с новыми объемами.
В ФАС уже жаловалось ОАО "Междуречье" (структура "Сибуглемета"; см. "Ъ" от 22 января), которому было отказано фактически во всех заявках на перевалку в Ванино в январе. Служба направила предупреждение порту, он должен был ответить до 15 января, но вместо этого подал иск к ФАС в арбитражный суд. Глава "Сибуглемета" Александр Мелехов уточнил "Ъ", что у компании заключен с портом контракт на перевалку грузов до конца 2015 года; за нарушение предусмотрены штрафы и компенсация убытков. По словам топ-менеджера, "Сибуглемет" работает также с портами Восточный и Находка, но логистика строилась с учетом Ванино, возникают неудобства и издержки (их размер еще не оценен). Если порт не откликнется на претензию, "Сибуглемет" обещает подать к нему иск.
В "Мечеле" заявили "Ъ", что "компания не является контролирующим акционером порта, поэтому не может комментировать его операционную деятельность". Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, пояснил, что мощности Ванино в настоящий момент ограниченны, а "Мечел" хочет максимально задействовать их под перевалку своего угля, в том числе те причалы, через которые сейчас переваливается лес. Услугами порта пользуются также компании "Сибирский антрацит" и "Стройсервис", но в них пока ничего не говорят о проблемах с перевалкой.
http://www.kommersant.ru/doc/2115152
«Титан» на 51 процент принадлежит железнодорожной монополии. Оставшейся частью компании владеет «Национальный капитал», подконтрольный негосударственному пенсионному фонду «Благосостояние».
Последним, по информации СМИ, управляют...